Искренне желая придерживаться православной кафолической христианской веры, мы, священнослужители Автокефальной Церковной Провинции Святого Михаила Архангела, священники и епископы составили настоящий компендиум в 2021 году от Рождества Христова.
Мы полагаем актуальным придерживаться Правила Веры, установленного Св. Викентием Леринским в следующем определении: «В самой же Кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все».
Поэтому общеизвестно, что мы целиком и полностью придерживаемся кафолической православной веры, сформулированной в догматических определениях Семи Вселенских Соборов, как выраженной в утвердительных формулировках, так и в анафематизмах.
При этом мы понимаем, что время не стоит на месте. Мы веруем, что Дух Святой ведёт Церковь и после Великой Схизмы 1054 года. Поэтому мы полагаем, что Бог не оставил Церковь Своим Провидением и Своей Благодатью даже после того, как епископы Запада и Востока разорвали евхаристическое общение. Мы молимся об уврачевании конфликтов в Теле Христовом и веруем, что однажды мы «… все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).
Исповедуя, что не разделился Христос (1 Кор. 1:13), что врата ада не одолеют Церковь (Мф. 16:18), мы полагаем, что поместные соборы как западных, так и восточных церквей, придерживающихся кафолической ортодоксии Семи Вселенских Соборов, проходили под водительством Святого Духа. Особенно, когда они стремились к единству Тела Христова или руководствовались стремлением оградить Церковь от пагубных ересей, ведущих народ Божий в погибель. Мы не берём на себя дерзновение судить об ошибочности суждений святых отцов, полагая, что только Господь вправе рано или поздно исправить наши погрешности и привести Церковь к долгожданному догматическому единству. Если же сегодня видимого единства по некоторым богословским вопросам между Западом и Востоком достичь не удаётся, мы веруем, что однажды эта видимость несогласия рассеется как иллюзорность.
Основываясь на вышесказанном, мы описываем свою веру, как согласие с богословскими решениями Вселенских и Поместных Соборов Церкви Христовой.
А именно:
1. Целиком и полностью подтверждаем свою веру в догматические определения Семи Вселенских Соборов, как выраженные в утвердительных формулировках, так и в анафематизмах.
2. Мы полагаем, что в Никео-Цареградском Символе веры не следует использовать Filioque.
Мы отмечаем, что богословы Запада и Востока, обсуждая этот вопрос, нередко руководствовались искренним желанием яснее сформулировать православную кафолическую веру. При этом, мы вынуждены признать, что слишком часто этот спор становился средством для достижения сиюминутных политических преференций и служил поводом к разделению в Теле Христовом. Более ясный богословский консенсус между восточным и западным пониманием Filioque представляется нам делом будущего.
3. Мы целиком и полностью подтверждаем свою веру в определения Константинопольского Собора 1156-1157 года о том, что Жертва Христа была принесена Триипостасному Божеству, т.е. Святой Троице.
4. Мы целиком и полностью исповедуем веру в Приснодевство Богородицы Девы Марии, в согласии с определением (7) Иерусалимского Собора 1672.
5. Мы исповедуем православную кафолическую веру в богодухновенность Священного Писания. Подтверждая Декрет о канонических Писаниях Тридентского Собора, мы принимаем как богодухновенное Священное Писание 66 канонических книг Библии, как равнопринятых и Западом и Востоком.
Книги же следующие:
Из Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1, 2, 3 и 4 Царств, 1 и 2 Паралипоменон, Ездры, Неемии, Есфирь, Иова, Псалмы, Притчи, Екклесиаста и Песни песней Соломона, Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.
Из Нового Завета: четыре книги Евангелий, а именно от Матфея, Марка, Луки, Иоанна; Деяния Апостолов, написанные евангелистом Лукой; четырнадцать Посланий апостола Павла: к Римлянам, два послания к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, два послания к Фессалоникийцам, два послания к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям; два послания апостола Петра, три послания апостола Иоанна, одно – апостола Иакова, одно – апостола Иуды и Откровение апостола Иоанна.
Мы также признаём авторитетность в вопросах веры и морали, признавая их употребление Отцами и учителями Вселенской Церкви, следующих текстов:
Дополнительные отрывки в канонических книгах в православных и католических изданиях Ветхого Завета имеющиеся в книге Есфирь (Есф. 1:1, Есф. 3:13, Есф. 4:17, Есф. 5:1-2, Есф. 8:12, Есф. 10:3), в книге пророка Даниила: молитва Азарии и песнь трёх отроков (Дан. 3:24-90), повесть о Сусанне (Дан. 13), история о Виле и Драконе (Дан. 14). Кроме того, в православные издания Ветхого Завета входят 151-й Псалом (Пс. 151) и молитва Манассии в конце 2-й книги Паралипоменон (2Пар. 36:24)
Второканонические книги: вторая книга Ездры, книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха, Послание Иеремии, три книги Маккавейские, третья книга Ездры.
Учитывая разницу в понимании статуса этих текстов на Западе и на Востоке, мы оставляем свободу в признании их богодухновенности.
6. Мы исповедуем православную кафолическую веру о первородном грехе, изложенную в определении (14) Иерусалимского Собора 1672, а также в Декрете о первородном грехе и канонах о первородном грехе Тридентского собора.
7. Мы исповедуем православную кафолическую веру об оправдании, изложенную в определении (14) Иерусалимского Собора 1672, а также в Декрете об оправдании и канонах об оправдании Тридентского Собора.
8. Мы исповедуем православную кафолическую веру в благодатную силу Семи Таинств, а именно Крещения, Миропомазания, Евхаристии, Покаяния (исповеди), Елеосвящения, Священства, Брака, в полном согласии с учениями о Таинствах, провозглашёнными на Иерусалимском (1672 года), Четвёртом Латеранском, Тридентском Соборах.
9. Мы исповедуем православную кафолическую веру в Таинство Крещения в полном согласии с определением (16) Иерусалимского Собора 1672, а также с учением и канонами Тридентского Собора о крещении. Также особым образом желаем подчеркнуть, что Христианское крещение совершается водой (троекратным погружением или троекратным обливанием) во имя Отца и Сына и Святого Духа.
10. Мы исповедуем православную кафолическую веру в Таинство Евхаристии в полном согласии с учением Четвёртого Латеранского Собора, Иерусалимского Собора 1672 года, Тридентского Собора. Также особым образом желаем подчеркнуть, что:
а) В Таинстве Евхаристии происходит Пресуществление (греч. μετουσίωσις, лат. transsubstantiatio) (равно легитимным полагаем также термин «Преложение» греч. μεταβολή) сущностей хлеба и вина в сущности Тела и Крови Христа. В полном согласии с учением Четвёртого Латеранского Собора и Иерусалимского Собора 1672 года. При этом Святые Дары сохраняют акциденции (видимые признаки, воспринимаемые человеческими чувствами) хлеба и вина. Таким образом мы причащаемся истинных Тела и Крови Господа Иисуса Христа.
b) Святая Месса (Божественная Литургия) — это приобщение единократной Жертве Агнца Божьего Иисуса Христа, закланного от создания мира (Откр. 13:8). Таким образом, мы веруем в полном соответствии с учением и канонами Тридентского Собора о святейшем жертвоприношении Мессы.
с) Причащение возможно (хотя и не предписано) в младенческом возрасте, когда ребёнок способен полностью употребить Святые Дары. Таким образом, мы веруем в полном соответствии с учением и канонами Тридентского Собора о причащении малых детей.
d) Причащение возможно как под одним, так и под двумя видами. Поскольку Господь наш Иисус Христос в полноте присутствует в Святых Дарах под каждым видом по существу Своему, то есть с душой и Божеством, или совершенный Бог и совершенный человек. Таким образом, мы веруем в полном согласии с определением (17) Иерусалимского Собора 1672, а также с учением и канонами Тридентского Собора о причащении под двумя видами.
11. Мы исповедуем православную кафолическую веру в Таинство Миропомазания в полном согласии с определениями Иерусалимского Собора 1672, а также с учением и канонами Тридентского Собора о миропомазании. Также особым образом желаем подчеркнуть, что:
а) Миропомазание — Таинство, исполняющее крещённого Духом Святым и сообщающее крещённому Дары Святого Духа, необходимые для служения Церкви Христовой.
b) Совершителем Таинства миропомазания является епископ, а также священник по особому поручению епископа.
с) Учитывая разницу в традициях времени миропомазания в Западных и Восточных Церквах, мы оставляем на усмотрение епископа решение о том, какой традиции следует придерживаться в его диоцезе.
12. Мы исповедуем православную кафолическую веру в Таинство Исповеди в полном согласии с определениями Иерусалимского Собора 1672, Четвёртого Латеранского Собора, а также с учением и канонами Тридентского Собора о Таинстве Покаяния.
13. Мы исповедуем православную кафолическую веру в Таинство Елеосвящения, в полном согласии с определениями Иерусалимского Собора 1672, а также с учением и канонами Тридентского Собора о Таинстве последнего Помазания.
14. Мы исповедуем православную кафолическую веру в Таинство Священства, в полном согласии с определением (10) Иерусалимского Собора 1672, а также с учением и канонами Тридентского Собора о Таинстве Священства. Также особым образом желаем подчеркнуть, что Бог призывает на священническое служение верных мужчин.
15. Мы исповедуем православную кафолическую веру в Таинство Брака, в полном согласии с определениями Иерусалимского Собора 1672, подтверждая каноны о Таинстве Брака Тридентского Собора. Также особым образом желаем подчеркнуть, что:
а) Брак есть освящённый Богом союз одного мужчины и одной женщины.
b) Законным христианским браком мы признаём только венчанные Церковные союзы между христианами, исповедующими на момент вступления в брак и по сей день, что брак есть союз одного мужчины и одной женщины, заключаемый добровольно, на всю жизнь, без возможности его расторжения и с желанием принимать детей, которых пошлёт супругам Господь. Такой брак признаётся законным, если брачующимися были даны обеты верности перед Богом, и есть свидетели, способные это подтвердить, либо записи в официальных церковных книгах.
с) В отдельных случаях считаем возможным признать законным брак между Христианином и атеистом без венчания если этот брак был заключен до крещения Христианина либо после крещения, но до вступления в полное общение с Церковью.
d) Мы признаем невозможность вступления христианина в повторный брак при живом супруге.
e) Священнослужители всех трёх степеней священства (Епископы, священники и диаконы) могут быть как женатыми, так и целибатными. 1 Правило 7 Вселенского Собора канонизирует Правила Святых Апостолов, утверждающие женатый епископат и запрещающие, под страхом отлучения, оставлять своих жен при получении епископского достоинства. Вселенский Собор эти «божественные правила приемлет», и «всецелое и непоколебимое содержит» их постановление: «кого они предают анафеме, тех и мы анафематствуем: а кого извержению, тех и мы извергаем: и кого отлучению, тех и мы отлучаем: кого же подвергают епитимии, тех и мы такожде подвергаем». При этом, вводившее епископский целибат 12 правило Трулльского собора (который состоялся до 7 Собора, не был подписан и не был признан первенствующей тогда Римской Церковью в качестве Вселенского), не имеет статуса обязательного для церковной Полноты, хотя сам этот собор является авторитетным для Восточных Церквей. Но даже и это правило, со специальной оговоркой, не отменяло апостольские установления об изначально принятом Церковью брачном епископате, но лишь по икономии вводило соответствующее времени и месту новшество.
f) Мы с радостью приветствуем институты посвящённой Богу жизни. Признаём Божьи призвания к монашескому служению Богу. При этом в согласии с богодухновенным учением Апостола Павла, изложенном в Священном Писании (1 Кор. 7 гл) и учением Тридентского Собора, мы признаём, что девственность и целибат предпочтительней брака, и что оставаться в девстве или целибате лучше и блаженнее, чем вступать в брак. При этом каждый должен поступать в соответствии с призванием от Бога.
16. Мы исповедуем православную кафолическую веру в посмертное воздаяние для всех людей, выраженное либо в вечных мучениях, либо в вечном блаженстве. Особым образом желаем подчеркнуть, что после смерти каждый христианин предстанет перед частным Божьим судом, на котором Бог определит ему посмертную участь и способ ожидания Воскресения Мёртвых. Учитывая широкий спектр мнений святых отцов Западных и Восточных Церквей по этому вопросу, мы предпочитаем ограничиться заявлением о том, что заслуживающие временного наказания христиане будут наказаны.
17. Мы исповедуем православную кафолическую веру в призывание и почитание святых, в почитание мощей святых и их изображений, в полном согласии с определением (8) Иерусалимского Собора 1672, а также с учением и канонами Тридентского Собора о призывании и почитании святых, об их мощах и священных изображениях.
18. Мы исповедуем православную кафолическую веру в то, что Бог дал Апостолам и их преемникам, власть прощать грехи и быть домостроителями Тайн Божьих и Божьей благодати, в полном согласии с определениями Иерусалимского Собора 1672, а также с соответствующим учением Тридентского Собора.
19. Мы осуждаем ереси катаров, вальденсов и всех подобных сообществ, исповедующих веру в теистический дуализм, т.е. равную силу добра и зла, а также исповедующих учение о переселении душ и всеобщее спасение. Мы осуждаем ереси Альбигойцев и подобных сообществ. Мы осуждаем ереси бегинок и бегардов и подобных сообществ, отрицающих, что Блаженное видение является сверхъестественным даром Бога и считающих, что Блаженное видение можно достичь своими собственными усилиями. Осуждаем эти ереси в согласии с анафемами, провозглашёнными на Третьем Латеранском Соборе, Четвёртом Латеранском Соборе, Вьеннском Соборе 1312 года.
20. Мы осуждаем реформаторские взгляды Джона Уиклифа и Яна Гуса и их последователей в согласии с анафемами, провозглашёнными на Констанцском Соборе.
21. Мы осуждаем учение протестантов (англикан, лютеран, реформатов, анабаптистов, баптистов и представителей прочих подобных направлений в протестантизме и неопротестантизме), в согласии с анафемами, провозглашёнными на Иерусалимском Соборе 1672 года, в послании Патриархов восточно-кафолической церкви 1723 года, богословских решениях Тридентского Собора. В частности:
а) осуждаем учение о том, что Священное Писание может толковаться каждым своевольно, не сообразуясь с тем, как его толкует Церковь.
b) осуждаем учение о безусловном предопределении.
с) осуждаем протестантский взгляд на «всеобщее священство верующих», отвергающий необходимость апостольского преемства и епископской власти в Церкви.
d) осуждаем протестантское учение о спасении «только верою».
e) осуждаем ложное учение о том, что Крещение не разрешает от всех прежних грехов.
f) осуждаем Реформатское учение о Евхаристии (духовно-символическое понимание) и лютеранское учение о Евхаристии (консубстанциональный взгляд).
g) осуждаем протестантский взгляд, что совершителю Евхаристии не требуется апостольская преемственность.
h) осуждаем протестантский взгляд, что Писание понятно каждому верующему, и каждый может его толковать без подготовки.
i) осуждаем протестантский взгляд, приравнивающий почитание икон к идолопоклонству.
22. Мы осуждаем чуждые православной кафолической христианской вере религиозно-философские учения и практики лежащие в основе пантеизма, натурализма, рационализма, индифферентизма, социализма, коммунизма, фашизма и либерализма.
23. Мы осуждаем чуждые православной кафолической христианской вере идеи автономии разума, постулирующие, что «человеческий разум настолько независим, что Бог не может заповедать ему веру».
24. Мы осуждаем чуждые православной кафолической христианской вере идеи фидеизма, постулирующих, что «Божественная вера не отличается от естественного познания Бога и ей необязательно верить в истину Откровения на основе авторитета Бога».
25. Мы осуждаем чуждые православной кафолической христианской вере идеи традиционализма, постулирующие, что «люди должны быть побуждаемы к вере только личным внутренним опытом…».
26. Мы осуждаем чуждые православной кафолической христианской вере идеи деизма и рационализма, называющие мифами упоминающиеся в Священном Писании чудеса. А также постулирующие несвободу и зависимость от аргументов человеческого разума согласия христианской веры, и позитивные сомнения, рассматриваемые в качестве отправной точки богословского поиска.